История медицины |
||
Гиппократ, Пян-Чиао |
Гиппократ На греческом острове Кос в 460 году до нашего летоисчисления родился Гиппократ, величайший врач античного мира. Книги, написанные его учениками, собранные в так называемый "Гиппократов сборник", стали источником медицинских знаний на протяжении многих столетий, вплоть до периода средних веков. Гиппократ происходил из семьи, члены которой из поколения в поколение занимались искусством врачевания. Еще будучи двадцатилетним юношей Гиппократ уже пользовался славой превосходного врача. Именно в этом возрасте Гиппократ получил посвящение в жрецы, что было необходимо тогда для врача, и выехал в Египет для пополнения знаний и усовершенствования в искусстве. Через несколько лет вернулся на родной остров, долгие годы занимался там врачебной практикой и основал свою медицинскую школу. Когда в столице Греции возникла эпидемия, Гиппократ был вызван в Афины и некоторое время жил там. К концу жизни переехал в Фесалию, где и умер, по-видимому, в 377 году до н. э. Долгие годы его могила была местом паломничества. Легенда гласит, что водившиеся там дикие пчелы давали мед, обладавший целительными свойствами. Подобно всем врачам древности, Гиппократ занимался в основном практической медициной. Он утверждал, что широко применявшиеся в его время заклинания и заговоры, молитвы и жертвы, приносимые богам, не достаточны для определения и лечения болезней. Гиппократ рекомендовал тщательное обследование пациента, указал на необходимость обращать внимание на его позицию во время сна, частоту пульса и температуру тела. Придавал большое значение месту, где больной чувствовал боли и их силе, появлению лихорадочной дрожи. По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента по одному внешнему виду. Заострившийся нос, впалые щеки, слипшиеся губы и землистый цвет лица свидетельствуют о близкой смерти больного. Еще и теперь такая картина определяется как "Гиппократово лицо". Гиппократ лечил пациентов целебными травами, которых знал свыше двухсот. Возражал против применения сразу многих лекарств, и провозглашал повсеместно теперь применяемый в медицине принцип, что врач прежде всего обязан не вредить больному —nоn nосеге. Гиппократ был сторонником пребывания больных на свежем воздухе, купанья, массажа и занятий гимнастикой. Гиппократ придавал большое значение лечебной диете. Труды Гиппократа свидетельствуют о его хорошем знании анатомии и о его успешных занятиях по теории медицины. По мнению Гиппократа жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. В человеческом организме взаимодействуют четыре жидкости: кровь, по латыни — sanguis желтая желчь — по гречески chole слизь — и черная желчь — melanos. В организме человека эти жидкости находятся в определенном количественном соотношении, нарушение которого приводит к расстройству психической деятельности. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой. Клятва Гиппократа Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и безо всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому. Пян Чиао В Китае, приблизительно в пятом веке до нашей эры, жил первый, получивший признание и известность, врач и ученый Пян Чиао, настоящая фамилия которого была Чжин Южен. Пян Чиао с детства стал интересоваться медициной, проявил в этом деле большие способности и стал знаменитым врачом. Этот китайский врач был великолепным диагностиком. Он говорил, что: „распознание болезни по внешнему виду — это — искра божия, выслушиванием — необыкновенное мастерство, с помощью вопросов (анамнез) — ловкость, а по исследованию пульса — искусство". Считают, что распознавание болезни на основании исследования частоты пульса открыл именно Пян Чиао. Метод этот до сих пор остается важным средством диагностики болезней. Способ нащупывания пульса, применявшийся Пян Чиао, был доведен до совершенства китайскими врачами и многие столетия лежал в основе диагностики. Пян Чиао лечил в основном травами. В случае надобности не отказывался от хирургических методов борьбы с болезнью. Легенда гласит, что Пян Чиао оперировал безболезненно, подавая пациенту специальную настойку, рецепт которой до нас не дошел. Кроме того, он одним из первых стал применять акупунктуру (то есть накалывание). Это весьма распространенный в Китае метод лечения, который заключается в том, что врач накалывает длинными металлическими иглами тело пациента в определенных местах, причем пациент не чувствует боли. Древнее китайское предание гласит, что некогда один человек страдал сильными головными болями и никакое средство ему не помогало. Так продолжалось до тех пор, пока этот человек не поранил до крови ногу, наступив на острый камень. Головные боли прошли, их как рукой сняло. С тех пор головные боли стали лечить ранами ног, наносимыми острыми камнями. Легендарный китайский повелитель Фуси, вместо этого применил накалывание ноги каменной иглой. Позднее люди убедились, что накалывание помогает и от других болезней. Каменные иглы были заменены металлическими и в конце концов, в Китае усилиями многих ученых возникла наука об иглолечении. На теле человека найдены 693 точки, в которых — в зависимости от вида болезни и места болевых ощущений — производится накалывание. Пян Чиао отличался даром предвидения исхода болезни. Он насчитывает шесть причин, которые препятствуют лечению, и, если их не устранить, приводят к печальному исходу болезни. Вот эти причины: неурегулированный образ жизни, погоня за деньгами, неправильное питание и одежда, слабость делающая невозможным принятие лекарств и — что в особенности достойно внимания — пользование услугами жрецов тогда, когда необходима помощь врача. Пян Чиао по преданию написал две книги: о внутренних болезнях и о хирургии, но ни одна из них не сохранилась. Его считают автором книги „Нейцин", то есть „Ответы на трудные вопросы", но книга эта по всей вероятности написана учениками Пян Чиао. В этой книге даются, в частности, подробные указания по исследованию пульса больного и по применению накалывания. Пян Чиао обладал огромными знаниями и одновременно, в повседневной жизни, был весьма скромным и непритязательным человеком. Большую часть жизни провел в непрерывных путешествиях по стране, помогая больным избавляться от недугов. Где бы ни появился Пян Чиао, его встречали с уважением и радостью. Это обстоятельство вызвало к нему неприязнь со стороны некоторых лекарей, которые подослали наемных убийц, чтобы устранить опасного конкурента. Пян Чиао сделал много для процветания своего народа и отечественной медицины. Поэтому в Китае его имя пользуется огромным почетом. В провинции Хубей, откуда родом Пян Чиао, у подножия горы Чиао построен храм, посвященный великому врачу.
|
|