Все об алкоголе

исторические сведения, скрининг-тесты для выявления алкоголизма, влияние алкоголя на организм человека, острое отравление алкоголем, метиловым спиртом, синдром алкогольной зависимости, хронический алкоголизм, влияние алкоголя на плод, нормы приема алкоголя, содержание алкоголя в различных напитках, пивной алкоголизм, винный алкоголизм, суррогатный алкоголизм, препараты для лечения алкоголизма, лечение алкоголизма, лечение абстинентного синдрома, применение дисульфирама

на главную
рекомендации для пациентов, общие вопросы кардиологии, общемедицинская тематика
статьи, обзоры, материалы для врачей
клинические случаи из практики (для врачей терапевтов, кардиологов, ревматологов)
новости кардиологии
школа артериальной гипертонии
международные новости медицины
поиск по каталогу медицинских сайтов
подробно о диагностических исследованиях
контактная информация, перечень проводимых исследований
форум
e-mail

Историческая справка
Исторические источники, материалы археологии и этнографии свидетельствуют, что наркотические средства и алкогольные напитки широко использовались всеми народами с древнейших времен и играли исключительно важную роль в мифологии и обрядности, в семиотической системе соответствующих традиций некоторых культур. Говоря о медицинских аспектах наркотизации, отметим, что эффект обезболивания после принятия наркотика был вероятно открыт в глубокой древности, еще в эпоху мезолита, которым датируются первые погребения с трепанированными черепами в Европе. В пользу этого свидетельствуют находки так называемых наркотических клизм в захоронениях с трепанированными черепами в Перу.

Одними из наиболее ранних являются находки, раскрывающие особенности наркотизации и алкоголизации у древних майя и ацтеков. В этнографической литературе можно найти красочные описания ритуалов, в которых использовались наркотики и спиртные напитки. Так, наиболее сильным и употребляемым наркотиком у ацтеков был "божественный гриб" - теонанакатль (букв. "мясо богов"), используемый в определенных обрядах всеми слоями ацтекского общества.
Например, во время церемонии коронации правителей все приглашенные на праздник ночью при свете факелов наедались сырых священных грибов с медом и становились "возбужденными и полными удовольствия", "пели и танцевали, потеряв разум". В видениях им раскрывалось будущее, являлись божественные откровения, "дьявол говорил с ними в их безумии".

Ацтекская знать собиралась, кроме того, и на ежегодную "грибную церемонию", так называемый праздник откровений. Среди ученых-этнографов распространено мнение, что использование сильных наркотиков-галлюциногенов, в отличие от общедоступных алкогольных напитков, всегда было связано с рядом существенных ограничений для непосвященных в жреческие таинства членов общества.
Однако регламентация приема как наркотиков, так и алкогольных средств у ацтеков была связана не только и не столько с культовыми запретами, а скорее с необходимостью соблюдения социальной дисциплины. Прием любых психотропных средств - наркотиков и алкоголя -всегда был ритуализирован в жесткой решетке обычаев и традиций. В то же время обязательное массовое алкогольное опьянение во время ежемесячных праздников и состояние массовой наркотизации во время "грибных церемоний" у ацтеков обосновывалось необходимостью нервной релаксации.

У майя полуострова Юкатан в XVI в. употребление населением алкогольного напитка бал-че специально предписывалось жрецами, и в праздники индейцы напивались до бесчувствия. Это вино майя делали из настоя коры определенных деревьев и ферментированного меда. Алкоголизация обосновывалась и якобы сильными лекарственными свойствами бал-че.
Иными словами, прием любых психотропных средств, помимо тех ситуаций, когда он был обязателен, не возбранялся до тех пор, пока не начинал угрожать нормальному функционированию общества, нуждавшегося в четком проведении земледельческого цикла, соблюдении военной дисциплины и т.д.
Ограничение времени приема в группе служителей культа, шаманов и прорицателей, постоянно прибегавших к наркотикам, было продиктовано характером обрядов, тогда как для остальных членов общества прежде всего необходимостью поддержания общественного порядка.

И в наши дни в отдаленных горных селениях Мексики и Гватемалы индейские шаманы, лекари и колдуны считают наркотики и алкоголь необходимыми средствами для связи с миром сверхъестественных сил и употребляют их в различных ритуалах. Популярность растительных наркотических средств (маленький неколючий кактус "пейотль", семена некоторых видов вьюнов; грибы из семейства Рsilосуb, Stropharia, Соnосуbе, содержащих активные алкалоиды мескалин, эргин, псилоцин и др.) такова, что, несмотря на запрет католической церкви, их продолжают и в наши дни использовать как в древних обрядах, восходящих к доиспанской эпохе, так и в синкретических христианско-языческих ритуалах в честь девы Марии и святых апостолов. Грибы-галлюциногены продаются на всех базарах, нередко и на лотках под сенью католических храмов.

Алкогольный террор против России,видеолекция, 405мб

далее: стадии алкоголизма, группы лиц по частоте употребления алкогольных напитков




© Copyright 2004 | All rights reserved. |


Hosted by uCoz